Отрасли

Управление городским хозяйством

Управлять современным большим городом с его развитой инфраструктурой и сложным характером взаимосвязей невозможно без новейших информационных технологий. На сегодняшний день уже накоплен обширный опыт, выполнены десятки проектов, системы внедрены в эксплуатацию и успешно развиваются по мере всё более широкого охвата средствами автоматизации различных сфер городской жизни. Мы готовы помочь в том, чтобы создать электронный город — существенный шаг на пути улучшения качества жизни людей.

Задачи, решаемые системой

Для создания современной системы управления городским хозяйством ФОРС разработал программный продукт, обеспечивающий решение широкого спектра задач в области ЖКХ. Решение позволяет автоматизировать деятельность профильных организаций — оперативных диспетчерских служб и муниципальных предприятий города, выполняющих функции заказчиков по уборке и содержанию объектов дорожного хозяйства. Важно, что внедрение может осуществляться как покомпонентно, так и комплексно — в зависимости от приоритетов той или иной сферы для города и его жителей. Благодаря гибкой модульной архитектуре можно создать единую систему объединенной диспетчерской службы жилищно-коммунального хозяйства города, которая будет постоянно развиваться за счет подключения новых услуг. К примеру, начать можно с контроля за уборкой снега и поддержания чистоты улиц, мониторинга состояния городских дорог, дворов, работы светофоров и любых других объектов.

Система позволяет:

  • автоматизировать процессы оперативно-диспетчерского управления жилищно-коммунальным хозяйством города;
  • создать и вести в электронном виде реестр объектов городского хозяйства;
  • хранить, обрабатывать и анализировать большие массивы разнообразной информации, поступающей в простом и наглядном виде от исполнителей работ;
  • осуществлять мониторинг и контроль деятельности заказчиков и подрядчиков в режиме он-лайн, оценить качество выполняемых работ;
  • осуществить интеграцию с внешними системами и источниками данных посредством веб-сервисов и сформировать единое информационное пространство города;
  • получить целостную картину состояния комплекса городского хозяйства: ресурсов, плановых и фактических затрат.

Функциональная структура системы

  • Подсистема предварительного расчета, мониторинга, контроля и анализа процессов уборки объектов дорожного хозяйства;
  • Подсистема телеметрической обработки информации;
  • Подсистема мониторинга, контроля и анализа процессов эксплуатации зеленых насаждений;
  • Подсистема мониторинга, контроля и анализа процессов подготовки зданий, сооружений и инженерных систем к зимнему периоду;
  • Подсистема предварительного расчета, мониторинга, контроля и анализа процессов содержания дворовых территорий;
  • Аналитическая подсистема;
  • Информационно-справочный портал комплекса городского хозяйства;
  • Подсистема приема и обработки обращений жителей.

В зависимости от конкретных потребностей заказчика система может поставляться в произвольной комбинации тех или иных модулей, а также дорабатываться по мере появления новых задач.

Пример: как это работает

В систему в автоматическом режиме поступают 3-х часовые и 5-ти дневные прогнозы погоды, а также данные о фактических метеоусловиях по каждому округу. В зависимости от их характеристик, формируются задания на уборку объектов дорожного хозяйства. Зимой задаются перечни необходимых работ, выполняемых подрядчиками, рассчитывается виды и количество необходимых противогололедных материалов, порядок их применения, а также объем вывоза снега, потребность в транспорте, порядок утилизации снега и прочее. В теплое время планируется применение моющих средств, контролируется расход воды для поливки и мойки объектов дорожного хозяйства.

В систему вводятся фактические данные с детализацией по подрядным организациям, характеризующие ключевые параметры: объем фактически использованных и выданных реагентов, объем вывезенного, расплавленного и утилизированного снега, количество задействованной в уборке техники. На основе этой информации составляется отчетность, позволяющая всесторонне анализировать то, насколько эффективна была организована работа диспетчерской службы, какие дополнительные резервы можно задействовать и за счет чего сократить расходы.

Технологическая архитектура решения

Технологически система представляет собой многоуровневую структуру, в основе которой лежит ядро, состоящее из центральной базы данных, внутрисистемных справочников, обеспечивающих подсистем и заложенной бизнес-логики последовательности выполнения операций. Специально разработанные интерфейсы обеспечивают интеграцию с внешними системами. Система разработана на основе СУБД Oracle с использованием Oracle WebLogic Server.

В качестве стандарта выбрана архитектура, предполагающая разделение прикладной системы на три части:

  • интерфейс системы, то есть заложенные в ней визуальные таблицы, формы и меню;
  • функциональная логика (прикладные функции) и стандартные функции доступа к базе данных;
  • собственно БД с хранимой в ней информацией.

Результат

  • Создание современной интеллектуальной системы управления городским хозяйством, включающей информирование, мониторинг, прогнозирование, планирование и контроль показателей деятельности всех задействованных учреждений;
  • Прозрачность деятельности подрядчиков и заказчиков, организация работ по благоустройству города на качественно ином уровне;
  • Экономия расходных материалов и человеческих ресурсов;
  • Обоснованность принятых управленческих решений;
  • Обеспечение обратной связи с жителями города и учет их нужд.