Интернет-журнал «FORS» Архив номеров На Главную

Практика управления облачными сервисами,
или кто такой «Managed Service Provider»

Анатолий Слобожанов

Директор Центра управления
облачными сервисами, ФОРС

По всем прогнозам рынок ожидает «густая облачность». «Синоптики» предупреждают, что к 2021 году 94% задач и виртуальных вычислений будут выполняться в облачных ЦОД.

Вендоры и ИТ-интеграторы уже давно живут в облачной атмосфере, активно ее освоили и строят облачную технологическую базу.

Многие предприятия уже успешно «перешли» в облачную среду и пользуются всеми её возможностями. Однако, остались еще организации, которые не торопятся переносить свои бизнес-процессы в облако стороннего провайдера по ряду причин.

В статье мы детально представим практику подключения и использования облачных технологий, варианты использования сервисов и широкий спектр их возможностей.

Облачные вычисления — это предоставление вычислительных служб (серверов, хранилища, баз данных, сетевого оборудования, программного обеспечения, аналитики, интеллектуального анализа и т. д.) через Интернет (так называемое "облако"). Такие службы ускоряют внедрение инноваций, повышают гибкость ресурсов и обеспечивают экономию благодаря высокой масштабируемости.

Преимущества облачных вычислений:

Что Вас ждет в облачной атмосфере ФОРС

В облачной атмосфере ФОРС работает на базе Oracle Cloud Platform: мы высадили туда лучших специалистов, исследовали территорию и недра, настроили связь с российским законодательством и построили для заказчиков центр управления облачными сервисами.

Oracle Cloud — интегрированная платформа, которая предоставляет широкие возможности для осуществления реальных шагов по пути к цифровой трансформации бизнеса. Это исчерпывающий комплекс интегрированных облачных услуг, который позволяет бизнес-пользователям и разработчикам создавать и развертывать рабочие нагрузки, а также беспрепятственно управлять ими как в облаке, так и локально.

Основные преимущества Oracle Cloud:

В 2018 году ФОРС первым в Европе и вторым в мире подтвердил статус Oracle Cloud MSP (Managed Service Provider). Это свидетельствует о высокой компетенции специалистов, технологическом уровне облачной среды, готовности бизнес-процессов и практическом проектном опыте ФОРС.

Связь с Oracle Cloud Platform. Подключение к облачной атмосфере ФОРС

Центр Управления облачными сервисами ФОРС — единая точка входа.

Договор на оказание облачных услуг

На этапе согласования условий договора Заказчику предлагается выбрать необходимые параметры:

Рассмотрим более детально каждый параметр.

Состав облачных сервисов

Полный список облачных сервисов доступен на сайте Oracle и включает в себя более 160 различных сервисов. Состав сервисов постоянно обновляется, добавляются новые позиции.

Модели оплаты:

Техническая поддержка

По сопровождению Oracle Cloud Platform ФОРС предлагает два уровня технической поддержки:

Базовый уровень технической поддержки

Базовый уровень технической поддержки предоставляется по умолчанию при подписании договора. Участие специалистов ФОРС в данном процессе минимальное — фактически это только процедура по подготовке и активации заказанных облачных сервисов у вендора. В случае возникновения технических проблем наши специалисты, при необходимости, помогут маршрутизировать такой запрос в Oracle, но заказчик все технические проблемы решает самостоятельно с вендором.

Базовый уровень поддержки подходит для организаций, имеющих свой штат квалифицированного персонала, Выбор данного уровня технической поддержки не исключает возможность заказа разовых работ и консультаций. Но согласование таких работ идет по отдельному процессу и формализуется или дополнительным соглашением к договору или отдельным договором на эти работы.

Расширенный уровень технической поддержки

Серебряный и Золотой уровни технической поддержки подразумевают активное участие специалистов ФОРС в сопровождении ИТ активов заказчика, проактивное управление и решении возникающих проблем.

Набор услуг достаточно широкий:

Запуск облачных сервисов

После подписания договора ФОРС направляет заказ на активацию в Oracle. Исключив время на согласование договора и проверку заказа вендором, мы получаем готовность сервисов к эксплуатации сразу после активации заказа. Время подготовки услуги к эксплуатации зависит от количества выбранных сервисов. Датой старта начала эксплуатации считается дата активации заказа в Oracle. Именно с этого момента включается счетчик потребления ресурсов.

Личный кабинет управления облачными сервисами

В личном кабинете заказчика, в режиме реального времени, предоставляется информация по статусу сервисов. Данный механизм ФОРС реализовал с использованием API биллинга Oracle. Исходя из полученных данных по потребленным ресурсам, формируются счета на оплату и акты выполненных работ, всё в соответствии с российским законодательством. Заказчик в режиме онлайн видит потребление сервисов и управляет необходимыми параметрами. Таких параметров достаточно много. Это может быть расписание на включение или выключение услуг, управление конфигурацией и ряд других параметров.

Информационная безопасность дополнительных сервисов MSP-партнера

Требование о непрерывном внутреннем контроле качества оказания услуги, было одним из условий корпорации Oracle к партнерам MSP. Для данного направления ФОРС выстроил специальные бизнес-процессы внутреннего контроля качества. Были разработаны метрики для контроля работы всех участников процесса подключения, сопровождения, управления услугой.

Операционные процессы ФОРС выстроены также с учетом жестких требований к информационной безопасности. Все системы, обеспечивающие процессы управления и сопровождения облачных сервисов, размещены в ЦОД на территории России и сертифицированы на соответствие международным стандартам Tier 3, PCI DSS 3.0, ISO 27001. При возникновении нештатных ситуаций или сбоев, угрожающих данным клиентов, будут задействованы ресурсы резервного дата-центра и система будет оперативно развернута в новой среде. Передача данных по сети осуществляется с использованием SSL-шифрования. Для отдельных приложений включено ограничение доступа по IP и MAC адресам. Глубокая настройка прав и ролей пользователей во внутренних системах позволяет гибко разграничить их доступ к различным данным.

Система информационной безопасности для заказчиков построена на модели обеспечения безопасности информации предусматривающей защиту от внутренних и внешних угроз. Это централизованная защита от вирусов, защита от несанкционированных действий, как специалистов нашей компании, так и специалистов заказчика. Доступ к ресурсам в облаке имеют только уполномоченные сотрудники заказчика. В случае необходимости оказания технической консультации, временный доступ для специалистов ФОРС санкционируется уполномоченными сотрудниками Заказчика. Предоставление такого доступа регламентируется отдельными положениями и документами. Модели угроз и нарушителя могут уточняться по просьбе заказчика.

Немного экономики. В чем выгода

Выгода от перехода на использование облачных ИТ-решений очевидна. Это и сокращение затрат на дорогое железо и ПО, и зарплату ИТ-специалистам, надежность ИТ-систем. Использование облачной инфраструктуры становится де-факто стандартом при создании систем во всем мире. Oracle Cloud Platform — это промышленная платформа, в которой присутствует стабильная и предсказуемая производительность, сохранность данных.

Однако стоит отметить и экономическую целесообразность привлечения в проекты по переводу инфраструктуры заказчиков на облачные технологии экспертов — MSP-партнеров, аккумулирующих прикладную экспертизу по миграции, конфигурированию, мониторингу и последующей поддержке используемых сервисов. Такое привлечение позволяет существенно снизить проектные технологические и экономические риски.