Fastcom11.
Модуль «Маркетинг».

Светлана Горская,
ведущий эксперт "ФОРС-Телеком"

Маркетинговая деятельность предприятий связи чаще всего направлена на:

 

Для изучения и прогнозирования спроса на услуги связи в АСР «Fastcom11» реализован модуль «Маркетинг», в функции которого входит сбор и анализ информации о спросе на предоставляемые услуги, а также изучение контингента пользователей и их предпочтений.

Рис. 1. Пример маркетингового обследования

Любые мероприятия, проводимые на предприятии связи маркетинговыми службами, можно зафиксировать в модуле «Маркетинг», указав тип мероприятия, описание, сроки, ответственного и затраты.

Рис. 2. Пример описания рекламной кампании «Подключайтесь к нам!»

Спустя некоторое время можно проанализировать, окупилось мероприятие или нет. Например, если на территории обслуживания сети появились новые дома, то собственно мероприятие может состоять в расклеивании и раздаче листовок, а также рекламе в местных СМИ. Результат мероприятия - сколько новых договоров было заключено и какой доход они принесли.

Маркетинговые акции – это привлечение новых и повышение лояльности существующих абонентов.

Акции могут быть с советчиком и без, построены в виде многоуровневого сетевого маркетинга. Для каждого договора-участника маркетинговой акции в системе определяется уровень участия в этой акции. Уровень участия настраивается, он может принимать следующие значения: участник, советчик, советчик советчика и т.д. Маркетинговая акция привязывается к договору или к определенному объекту договора. Вступление в маркетинговую акцию ограничено условиями участия в маркетинговой акции. В условиях описываются критерии, по которым договор может вступить в маркетинговую акцию.

Рис. 3. Пример маркетинговой акции «Привлечение абонентов»

Участвуя в маркетинговой акции, абонент получает поощрение в виде бонусов и/или скидок. Бонус- это условная единица поощрения, может быть разных типов. Договор одновременно может иметь несколько бонусов разных типов. Поощрение бонусами происходит по правилам поощрения, в которых определено какое количество бонусов определенного типа, на каких условиях, с какой периодичностью даётся договору. У каждой акции может быть несколько правил, правила могут быть разными для разных уровней участия. Бонус может расходоваться на скидки по начислениям за услуги, переходить в бонусный платеж, тратиться на покупку пакетов ресурсов. В АСР «Fastcom11» ведётся история операций пополнения и расходования бонусов.

Рис. 4. Операция изменения бонуса типа “BONUS” по договору №000043/2010

Скидка применяется к сумме или количеству начисления за услуги, уменьшая её стоимость. Скидки формируются по правилам скидок. Правил может быть несколько. Скидка может применяться ко всем услугам или только к указанным из списка услуг для правила скидок. Скидка может применяться сразу при формировании начисления, а может при закрытии отчётного периода. На скидку может быть израсходовано определенное количество бонусов, если это указано в правиле. К одному начислению может быть применено несколько правил, если абонент является участником нескольких маркетинговых акций.

Как уже говорилось ранее, бонусы могут тратиться на образование бонусного платежа по правилам образования бонусных платежей. В них описано, какое количество бонусов и при каких условиях переходит в определенный платеж (сумма, цель платежа). Платежи могут образовываться автоматически при изменении бонусной суммы или при выполнении периодической процедуры.

В число участников маркетинговой акции можно вступить как через личный кабинет (ЛК), посредством обращения в службы предприятия, а также автоматически.

Маркетинговые акции гибко настраиваются. Суммы поощрений, скидок, условия применения могут быть динамическими, можно написать PL/SQL-блок, возвращающий bind-переменную, опираясь на параметры маркетинговых акций.

Рис. 5. Пример PL/SQL-блока динамической настройки

Для поддержания лояльности пользователей можно использовать обещанные платежи, которые могут быть разных типов. При формировании обещанного платежа указывается описание, сумма и срок действия в часах, а также условия применения. За заказ платежа с абонента может взыматься плата, как за услугу, оказываемую при предоставлении обещанного платежа.

Что происходит при заказе обещанного платежа - изменяется сальдо с учётом текущих начислений и пользователь может дальше пользоваться услугами связи. При поступлении платежа или по истечении срока действия, платёж перестаёт действовать и не влияет на сальдо абонента. Если платёж ещё не истёк – можно изменить сумму и срок действия. В зависимости от настроек типа обещанного платежа абонента можно предупреждать об окончании срока действия платежа.

Рис. 6. Пример формирования обещанного платежа

Абонентов привлекли, теперь их надо удержать. Одним из способов удержания является предложение абонемента. Абонемент - это покупка нескольких периодов пользования услугами связи, как в технологии предоплаченных, так и для обычных периодов. Механизм покупки абонементов (резервирования платежа) реализован следующим образом: происходит начисление будущих периодов и формируется резерв платежа. Т.е. с каждым начислением связана часть авансового платежа, иначе часть платежа резервируется. Ни на что другое это часть платежа не тратится. При вхождении начислений будущих периодов в очередной счёт, выполняется зачёт начисления теми и только теми платежами, за счёт которых образован резерв платежей и куплен абонемент.

Рис. 7. Пример покупки абонемента

Покупаемый абонемент может начать действовать с начала текущего периода или со следующего периода.

Цена абонемента может быть меньше произведения цены по тарифу на количество периодов. В этом случае действует скидка, и такой резерв будет связан с конкретной маркетинговой акцией. Скидка, применяемая к начислениям абонемента, либо действует равномерно по всем расчётным периодам абонемента, либо в начале абонемента, либо в заключительных периодах абонемента.

В зависимости от настроек резервы платежей и абонементы образовываются автоматически при вводе платежей, или по заказу абонента в личном кабинете, или периодической процедурой, или путём создания через интерфейс пользователя.